Способы масштабирования бизнеса.
Существует два основных способа сделать бизнес масштабнее:
1) За счет экспансии. Например, создать филиалы компании или открыть франшизу своего бизнеса;
2) За счет коллаборации. Например, через объединение с другой компанией.
В первом случае компания выступает в роли старшего партнера или управляющей компании. Она может привлекать инвестиции в развитие бизнеса. И готова открывать собственные точки или точки по франшизе, которые будут выполнять функцию филиалов. Во втором случае речь идет скорее о масштабировании ради выживания. Чтобы удержаться на плаву, фирма объединяется с себе подобными. И они дополняют друг друга ресурсами и возможностями.
Масштабирование через экспансию
Завоевать себе больше внешнего пространства можно, например, создав качественную франшизу под ключ. В данном случае имеется в виду детально проработанная франшиза от сильной во всех отношениях компании: предоставляются бренд с хорошей репутацией, поддержка и наставничество франчайзи (покупателя франшизы), помощь в построении бизнес-процессов, обучение персонала и иные возможности для запуска бизнеса.
Еще один способ масштабирования компании ерез экспансию — это открытие филиалов в разных городах. Сюда же относится открытие дополнительных дочерних организаций или новых производств.
Зачастую децентрализация сил и функций оказывается весьма полезной. Потому что проще иметь несколько контролирующих точек в разных уголках страны или даже мира, чем контролировать все самостоятельно из одной точки. К тому же экспансия может в стратегической перспективе оказаться выгодной с экономической точки зрения. Потому что в небольших городах можно снизить затраты на обеспечение организационно-административной деятельности и на иные ресурсы по сравнению с аналогами в мегаполисах. В итоге масштабирование может привести даже к экономии.
Также одно из самых известных проявлений экспансии — это поглощение более мелких предприятий крупным. Часто такая сделка оказывается выгодной для всех сторон. Небольшие фирмы идут на такой ход, чтобы сохранить наработки, рабочие места. Во многих случаях прежние владельцы продолжают работать на бывшем в собственности производстве управленцами. И для крупной поглощающей организации выгода понятна: они получают готовый и организованный филиал, который надо только привести в соответствии с собственными представлениями о бизнес-процессах. Не нужно тратить время на поиск грамотного директора, сотрудников. И даже некоторые каналы поставок уже отработаны. Конечно, подобрать предприятие, которое легко вольется в какой-то большой холдинг, является целым искусством. Но крупные игроки и инвесторы умеют выбирать.
Масштабирование через коллаборацию
Коллаборацию можно назвать союзом равных. Например, у молодого предприятия есть деньги, а у другого — хорошая репутация. Тогда оба выступают под эгидой зарекомендовавшего себя бренда и используют деньги новичка. Нельзя сказать, кто из них приносит больше пользы. Это некий симбиоз.
Часто можно встретить коллаборации известных брендов. Это взаимное соглашение между компаниями об использовании их брендов для стратегического партнерства. Такие решения позволяют расширить аудиторию за счет клиентской базы двух и более компаний и усилить потенциал всех участников коллаборации, поскольку каждый бренд использует свои сильные стороны для создания единого образа.
Успешная коллаборация будет приносить пользу всем партнерам: результат должен быть во благо каждой стороны.
Конечно, равное партнерство всегда нужно оформлять юридически. Потому что именно здесь чаще всего возникает недопонимание. Каждому кажется, что другой привнес меньше. Именно по этой причине лучше всего рассматривать коллаборацию как временную сделку с определенным сроком годности. В этом случае намного проще будет оформить ее и прописать все детали. Как только каждый из партнеров обретет недостающий ресурс, они расстанутся. Либо же наоборот примут решение и дальше масштабироваться совместными усилиями и на новых условиях.
Если у вас остались вопросы — наши специалисты помогу на них ответить. Оставьте заявку на бесплатную консультацию.